ekishev_yuri (ekishev_yuri) wrote,
ekishev_yuri
ekishev_yuri

Сторожевое охранение села Вотча. Методические материалы от Макарыча.

Сторожевое охранение села Вотча.

На первый взгляд в названии села Вотча, все ясно и понятно. Село являлось чей-то "вотчиной" от того и характерное название имеет. На самом деле это не просто не так, а совершенно не так.


«На севере России, в пределах Вологодской губернии, в 80 верстах от города
Устьсысольска к юго – востоку, на роскошной, живописной местности по
обеим берегам реки Сысолы раскинулось древнее село Вотча.

Крутые горы, высокие холмы с богато растущей зеленью, плодородные поля и
роскошные луга наводят предположения о богатствах и ценных сокровищах в
недрах земли, до коих еще не прикасалось человеческих рук –
исследователей края. Все остается нетронутым, все ждет предприимчивых
людей, да и само село, как древне – историческое, оставлено без должного
внимания. Не лишнее по этому заглянуть в ту отдаленную прошедшую эпоху
времени, когда жило на оных местах чудское население со своим языческим
своеобразным культом…

Конечно, поселения на месте нынешнего
прихода возникли задолго до прихода русских. Само название Вотча взято
русскими от древне – до русского населения, оно должно быть объясняемо
из древне – финского или угорского языка. От 1032 года уже известен
поход Нормана Улеба, родственника Ярослава Мудрого по жене, к железным
воротам и последние находились неподалеку от села Вотчи и не подалеку от
одной из возвышенностей – что носит название «Кар – ил» (по – русски
город холм) будто бы находится чудский клад. Что за клад и из чего он
состоит, народ не дает точного ответа на эти вопросы. Одни утверждают,
что зарыто в горе чудское идолище – золотая или серебряная баба, имеющая
до двенадцати рук и вооруженная какими – то орудиями другие – же
заявляют, что в горе зарыты все драгоценные чудские сокровища. Место
замечательно красиво. Возвышенность окружена со всех сторон мелким
кустарником, с одной стороны громадный овраг, а с другой ручей.
Сохранилось название железные ворота, которые как гласит предание,
находились неподалеку от горы приблизительно шагах 300
».

С этих слов в 1911 году, Прокопий Шаламов – священник Вотчинской церкви начинает повествование «Церковно–историческое описание Вотчинского прихода Устьсысольского уезда, Вологодской губернии».

На первый взгляд в названии села Вотча, все ясно и понятно. Село являлось
чей-то вотчиной от того и характерное название имеет. На самом деле это
не просто не так, а совершенно не так.

В названии села Вотча – заложен был совершенно другой смысл. На коми языке «Воча» – навстречу, напротив. Есть еще более интересное слово «Вочавидзны» – ответить, отвечать, возразить, возражать. Что характерно, на санскрите «виджняна»
– различающее сознание, осознание. Родственность слов видна,
невооруженным взглядом. Получается, что Вотча – это во все не вотчина, а
передовое, пограничное село. Получается, что стояло оно на против, на тех
рубежах, где нужно было и отвечать и возражать.

Прокопий Шаламов, в 1911 году, подтверждает, что село уже известно было аж в 1032
году. И уже тогда ходили к нему с целью захвата. Он же сообщает, что в
окрестностях села находились 33, так называемых городища: «…Местное
предание говорит, что на возвышенностях села Вотчи числилось тридцать
три чудских городка и одно для пребывания князя, - знаменитое чудское
городище, укрепленное огромной деревянной стеной с зубцами и железными
воротами. Когда городки были построены, сколько было в ней населения и
каким образом запустели, нет сведений, все утеряно временем, отошло в
область преданий, в область народной молвы и людского говора о
первоначальном заселении цветущей, живописной местности древнего и
исторического села Вотчи
».

Возникает закономерный вопрос –
для чего в отдельно взятом селе иметь 33 неких городища? Тем более, что
документ еще больше разжигает интерес к данной теме. И не потому что
просто интересно. А потому, что наши предки были далеко не дурными
людьми. Они никогда и ничего не делали просто так, для чего-то. Если их
строили, то значит, что-то преследовали. Но что?

По другим источникам (Вычегодско-Вымской летописи) село Вотча предназначалось для других целей: «В
1586 близ селения находился «город Вотча» – укреплённый городок,
построенный, вероятно, в XV в. для того, чтобы укрывать окрестное
население от вражеских набегов вятчан. Там же хранилось оружие. В XVI в.
нападения прекратились и городок за ненадобностью пришёл в негодность:
«Город Вотча над рекою над Сысолою, а в нем 29 городен гнилии, перила и
кровля обвалялась и тайник завалился. А на городе наряду городового 3
пищали затинных, 9 ручниц малых, станки и приклад переламаны, да ствол
ручничной разорван, да зелья (пороха) по смете с пуд, да свинцу гривенок
с 30, да 556 ядер железных для затинных пищалей
».

Вот теперь становится понятно, что предназначение «городищ», совсем не для того, чтобы там жить. Это – фортификационные сооружения. Высочайшего уровня.

То, что это не просто городища – а самые настоящие сторожевые заставы, было
при первоначальном осмотре высказано не более чем в качестве гипотезы.
Но гипотеза эта подтверждается при непосредственно более детальном
изучении мест расположения так называемых «городищ».

Раскопки проведенные археологами (городище Гуль-чунь, в переводе означает «чертов палец»)
подтвердили то, что людей в так называемых городищах жило мало. Были
найдены крючья для ловли рыбы, топор и еще несколько предметов. На этом
собственно интерес официальной исторической науки иссяк. Основной вывод
был приблизительно следующего содержания: «Таким образом, весь
комплекс вещей позволяет предположить, что городище относится к 13-14
века. Не исключено, что это то "чудское городище", упоминаемое в
Вымско-Вычегодской летописи. Если дальнейшие изыскания в Вотче и
раскопки данного городища подтвердят это, то, вероятно, это может стать
сенсацией
». Нужна не более чем сенсация. Но она действительно есть.
Просто узкопрофильность официальной науки исторической науки не
позволяет видеть то, что есть на самом деле.

Если посмотреть на "городище" с высоты птичьего полета, то становится понятно, что это не просто городище. И его не строили только для того, чтобы жить – это
классическая сторожевая застава в чистом виде.

Посмотрите на фотографию №1.

Сторожевое охранение села Вотча.

Цифрами в кружках (кроме того, что располагается в правом нижнем углу) обозначены:
1. так называемое городище Гуль-чунь (непосредственно сторожевая застава);
2. накопитель для резерва (далее по тексту будет объяснено его предназначение);
3. рощица;
4. одно из ответвлений оврага.

Описываемая нами застава четко видна (1) на общем фоне поля и оврага.

1.
Застава располагается на валу, высота вала местами достигает 5 и более
метров. При осмотре заставы пешком создается иллюзия, что застава имеет
форму круга (фотография №2). Но эта иллюзия пропадает, если посмотреть
на заставу с высоты птичьего полета. С высоты видно, что форма не совсем
круг. Она имеет вытянутый «палец» (от этого она и имеет
соответствующее название, Гуль-чунь) который легко объясним с точки
зрения сегодняшнего дня, он предназначался для «расчленения»
наступающих на две подгруппы: правую и левую. Штурмующие заставу увязали
в бою, и в азарте боя не обращали внимания на то, что они разделены.
Ибо, с уровня реки застава тоже имеет иллюзию «круга». Наши
предки прекрасно понимали, что бить противника по частям намного
удобнее, и, как правило, проще, нежели он будет единым целым.

Сторожевое охранение села Вотча.

2. О том, что это не просто «городище Гуль-чунь»
подтверждает и то, что с левой стороны от заставы имеется скрытый,
естественный ход сообщения (4) (явно не искусственного происхождения) в
виде оврага. Овраг начинается от слияния двух «рукавов» и то, что они использовались для совершения скрытого маневра, можно даже не сомневаться.

При выходе к самой заставе оба рукава оврага заканчиваются «накопителем»
(просто образное название, на самом деле можно назвать как угодно).
Который имеет таковое название во все не потому что там долго и упорно
кто-то накапливался. Совсем нет. А для того, чтобы можно было более
удобно производить замену воинов, подвоз продуктов, эвакуацию раненых и
павших, а также производить контратаки на нападающих в самый неожиданный
момент. Характерно то, что любое перемещение из накопителя в рукава и
обратно (при этом даже во все не по самому дну оврага и накопителя)
совершенно не наблюдаемо для противника, со стороны реки и берега, тем
более, когда он увяз в подъеме во время штурма сторожевой заставы.

Можно вывести другую гипотезу. Накопитель и сама застава имели скрытый ход
сообщения между собой, который, говоря проще, назывался лазом (подземным
ходом).

3. Рощицу на заболоченном месте никто не выращивал. Она
имеет природное происхождение. И выбор места строительства сторожевой
заставы был выбран и по ее наличию в том числе. Кстати, если бы
археологи не были бы до такой степени узкопрофильными, то начав раскопки
в этой рощице, накопали бы намного больше и весьма интереснее, чем на
самой заставе.
Тоже самое касается всего подножия сторожевой заставы.

Кстати, это далеко не единственное хорошо сохранившееся полевое укрепление. У
реки, в лесу на окраине деревни Ягдор, имеется еще одна сторожевая
застава. Меньшая по площади, но не менее интересная чем та, что
располагается в центре села.

Дело все в том, что эта застава
представляет собой место, куда подходили суда. Там была своего рода
таможня, которая либо давала добро, либо отказывала в проходе. При этом
само укрепление заставы выстроено так, что несущим службу на заставе не
приходилось быть в огромном количестве. Выходящие с судов люди
оказывались в заведомо худшем положении. Потому что оказывались намного
ниже тех, кто находился на самой заставе. Стрелять из положения сверху в
низ, как правило, намного результативнее и проще, нежели это делать из
положения с низу в верх. Тем более когда те, кто находятся на верху,
кроме того, имеют еще и защиту в виде земляного вала, на котором
однозначно еще располагался частокол. Сама форма этой заставы
представляет собой подкову. Оба края этой подковы упираются в реку. В
центре низина. С левой стороны заставы имеется глубокий и заросший
овраг. Его предназначение - совершение скрытого маневра, в случае
всякого рода осложнения обстановки. Это второй овраг у так называемого "городища". Как и в первом случае овраг располагается с левой стороны от заставы.

Какой можно сделать вывод о сторожевых заставах села Вотча.
Вывод предельно простой.
Перед нами – четко выстроенная система сторожевого охранения. Люди в этих
заставах не жили, они там несли службу. Каждая деревня отвечала за свою
заставу (заставы). Исходя из этого каждая деревня и выставляла
вооруженных людей, туда, за что она отвечала. Скорее всего, каждый наряд
не нес службу более двух недель, потому что наши предки не доводили
свою защиту до маразма. По истечении двух недель наряды менялись. При
выявлении угрозы, это становилось известно сразу и всем. После этого
действия предпринимались в соответствии с угрозой и докладами
наблюдателей.

То, что была установлена четкая система
оповещения, можно даже не сомневаться. Потому что в противном случае эти
сторожевые заставы размещали бы где угодно. Но рядом с сохранившимися,
имеются овраги. Овраг, даже на сегодняшний день – это первейшее
природное укрытие для совершения скрытого маневра. Именно для целей
маневрирования овраги и нужны были.
Позже эти же заставы начали использовать и как таможенные пункты и как места для сбора и хранения налогов.

Почему не были сохранены остальные заставы? Скорее всего по простой и
банальной советской причине ненужности. Что-то утерялось по причине
времени. В любом случае эти сторожевые заставы еще ждут своих
исследователей.

Макарыч.




Follow rusparabellum on Twitter

В свой твиттер
Tags: Ветер с севера, Макарыч, Парабеллум, Русский путь, Север России, национальная политика, ополчение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments