ekishev_yuri (ekishev_yuri) wrote,
ekishev_yuri
ekishev_yuri

Лисовский Ю.А. Россия и Белоруссия: причины кризиса отношений. И интернет-конференция по Белоруссии.


Здесь размещена статья
Лисовский Ю.А. Россия и Белоруссия: причины кризиса отношений

На эту тему см.также УЧЁНЫЕ О РОССИЙСКО-БЕЛОРУССКИХ ОТНОШЕНИЯХ (http://www.pbrus.org/main/659-uchyonye-o-rossijsko-belorusskix-otnosheniyax.html)

Общественность России и Белоруссии озабочена ухудшением отношений между руководством двух стран. Мы однажды уже пережили момент, когда рвущиеся во власть политические лидеры из политических амбиций и корыстных устремлений, вопреки мнению более 76% населения, разорвали единство братских народов России, Украины и Белоруссии. За эти решения народ вынужден расплачиваться и по сей день. Но разорвать многолетнее единство братских народов оказалось не так просто. В 1997 г. был заключён договор о создании Союза Белоруссии и России с целью объединения их гуманитарного, экономического и военного пространства. За прошедшее с тех пор время был подписан ряд соглашений, способствовавших более тесной интеграции в политической, экономической, военной, таможенной и культурной областях. Но декларировавшееся в качестве цели с 2000 г. Союзное Государство так и не было создано. Более того, похоже, что в настоящее время мы более далеки от его создания, чем 10 лет назад. С чем это связано?

1. Конечно, никто всерьёз не принимает, что источником напряжённости в отношениях между Россией и Белоруссией являются ориентированные на публику эмоции и взаимные обиды руководителей двух стран – в большой политике им нет места. И большое количество измышлений в российских СМИ по поводу якобы антироссийских заявлений А.Лукашенко вызывает в обществе только изумление – оригинальные тексты документов доступны в Интернете.
2. Точно так же вызывает сомнение, что истинным источником пафоса российских СМИ и руководителей России является защита народа Белоруссии от её Президента.

Вместо голословных обвинений Белоруссии в недостатке политических свобод, в создании неправового государства, в похищении людей, было бы неплохо обратить внимание на состояние дел в этой области в России.
1. По данным МВД РФ в России ежегодно пропадает без вести около 30.000 человек и возбуждается около 5.000 уголовных дел по похищению людей. Только в сентябре 2010 г. в России похищено 377 человек. В статье во французской газете Le Monde, подписанной 14 правозащитниками России, утверждается, что в России в 2009 г. были похищены и убиты около десяти журналистов, правозащитников и политических оппозиционеров. По утверждению Председателя Союза журналистов РФ В. Богданова в России расследуется только 20% убийств журналистов, а все вопросы Союза к руководителям силовых ведомств о состоянии расследований остаются без ответов.
2. О каком правовом государстве можно говорить, если ещё несколько лет назад по оценкам МВД организованная преступность контролировала в России почти 50% частных фирм, 33% государственных предприятий и до 85% банков? И нет оснований утверждать, что в настоящее время эти проценты заметно уменьшились.

С точки зрения международных правозащитных организаций, которые никак нельзя упрекнуть в большей любви к А. Лукашенко, чем к России, ситуация с гражданским обществом и политическими свободами в Белоруссии даже несколько лучше, чем в России.
1. Неправительственная международная организации «Freedom House» в докладе "Свобода в мире 2009" квалифицировала Россию и Белоруссию одинаково, как «не свободные страны».
2. Международная правозащитная организация «Репортёры без границ» обнародовала в октябре 2009 г. ежегодный рейтинг свободы прессы в мире. Россия находится в нем на 153-е место из 175 стран, Белоруссия на лучшем 151 месте.
3. В докладе «Электронное полицейское государство», подготовленном фирмой «Cryptohippie» утверждается, что по уровню интернет - цензуры Китай, Северная Корея, Белоруссия и Россия делят 1- 4 места.
4. При обсуждении уровня политических свобод необходимо отметить, что только в современной России действуeт закон о противодействии экстремистской деятельности, под который подпадает возбуждение ненависти либо вражды к какой-либо социальной группе (т.е. к группе людей, объединенных общим интересом или общим делом, в том числе аморальным или криминальным). Согласно этому закону, в нарушение Конституции РФ, за публичное высказывание своего критического мнения или за изложение негативных фактов можно привлечь к уголовной ответственности любого гражданина России. Президента страны – за критику коррумпированного ведомства, профессора – за публикацию исторических фактов о какой-либо организации, потерпевшего – за публичное недовольство разорившим его банком, любого гражданина – за выражение недовольства проводимой правительством экономической политики и т.д. Не за ложь, не за клевету, а за правдивую критическую информацию. Например, в нашумевшем деле социолога доцента И. Грошева, опубликовавшего данные социологического исследования о взятках в юридическом ВУЗе, судья Верховного суда РФ фактически признал правомерным запрет любых социологических исследований, порочащих правоохранительную систему. В России этот закон широко используется для создания негативного имиджа политических противников и их дискредитации, для уголовного преследования общественных активистов, членов оппозиционных движений, независимых журналистов и легитимации запрещения оппозиционной деятельности.
5. Безусловно, права человека являются одной из основ правового государства. Однако Запад широко пользуется этим понятием для давления на государства с другой политической системой, для их разрушения. Так о нарушении прав человека практически забыли в период «шоковой терапии», разграбления государства и уничтожения населения России. По словам известной «российской правозащитницы» В. Новодворской: «Я лично правами человека накушалась досыта. Некогда и мы, и ЦРУ, и США использовали эту идею как таран для уничтожения СССР. Эта идея отслужила своё, и хватит врать про права человека и про правозащитников. А то, как бы не срубить сук, на котором мы теперь сидим». Инициируя дискуссию о сравнении прав человека в России и в Белоруссии, руководители России похоже действительно решили срубить сук, на котором сами сидят. О правах человека в России, о всеобщем равенстве перед законом, о принципе разделения властей, о разрешении конфликтов через справедливый суд, о правовом государстве в России можно говорить весьма условно. Более того несогласные устраняются, ибо становятся препятствием в «правильной» организации отношений в системе: государство – элита – бизнес – общество и являются угрозой для управляющей элиты. Для эффективного функционирования системы необходимо «избавить» управляющую элиту от влияния общества, чтобы она могли без помех пользоваться своими «высшими знаниями». Показателем этого является в частности тот факт, что в 2009 г. в Европейский суд по правам человека поступило 28,1% заявлений из России. На 31 декабря 2009 г. в рассмотрении суда находилось 33.568 заявлений из России и 0 из Белоруссии.

В российском обществе стало нормой терпимое отношение к стяжательству, к сверхбогатству без общественно-полезного труда, без производства товаров или услуг, к безнравственности, бездуховности. Это, как и следовало ожидать, способствует коммерциализации всех институтов власти, политических партий, общественных и религиозных организаций. Результатом стала деградация российского общества: сегодня в России 4 млн бомжей, 3 млн нищих, 5 млн беспризорных детей, 4,5 млн проституток, следовательно, 16,5 млн человек (11,3% населения страны) – это социальное дно.
Любого руководителя можно и нужно критиковать за недостатки в работе. Но в чём трудно упрекнуть А.Лукашенко, так это в личных корыстных интересах. Даже ЦРУ и Президент Дж. Буш не смогли найти его зарубежных счетов и были вынуждены признать, что в 2005 г. его годовая зарплата составляла $27,5 тыс. Также не было обнаружено каких-либо существенных доходов у членов его семьи. Нет их и у других руководителей Белоруссии. Но российские СМИ охрипли в защите народа Белоруссии от личных амбиций А.Лукашенко и глухо молчат о ситуации с реальными доходами правящей элиты России. Согласно международной «Transparency International» по уровню коррупции Россия в 2009 г. занимала 146 место из 180 стран (Белоруссия лучшее 139-е место).
Бурю эмоций в прессе вызывает финансовая помощь Белоруссии со стороны России. При этом в расчёт принимается только «упущенная выгода» со стороны России и не учитывается политическая и военная составляющая. «Умелая» внешнеполитическая деятельность руководства России уже привела к тому, что мы не имеем в мире ни одного политического союзника. Кто поддержал Россию во время грузино-осетинского конфликта? Никто. А ведь мы заплатили за дружбу с Индией, отказавшись от миллиардных контрактов с Пакистаном. Мы платим за мифическую дружбу с США, «замораживая» государственные средства в низкодоходных и рисковых зарубежных финансовых фондах и отказываясь от контрактов, и не только в военной сфере, с Ираном. Или списывая более $20 млрд долга Ираку и Афганистану, фактически оккупированных США. Мы также платим за дружбу с Украиной, понижая стоимость экспортируемого газа на 30%. Но при этом не включаем в расчёты с Белоруссией стоимость существования российских военных баз на её территории. За «дружбу» руководителей страны с финансистами и олигархами во время кризиса 2008 -2009 г.г. было заплачено из госбюджета 2812 млрд рублей. Для сравнения – поддержка уязвимых групп населения составила 111,5 млрд руб.
Конечно, экономическое сотрудничество с Россией очень важно для Белоруссии. Например, доля России во внешней торговли Белоруссии составляет 47%, доля в экспорте – 32%. Но это не значит, что в отношениях двух братских народов возможен диктат и психологическое давление российских СМИ: «Вы не выживете, если не будете следовать нашим требованиям и Россия откажется от торговых отношений с вами!» Ведь отношения с Белоруссией, единственным союзником, буфером между Россией и непредсказуемыми Объединённой Европой и НАТО, являются для России не менее важными и трудно оцениваемыми в экономическом эквиваленте.

Вызывает сомнения и часто звучащие утверждение, что Белоруссия «процветает» исключительно за счёт поставок дешёвой российской нефти. Политика России уже привела к тому, что Белоруссия вынуждена искать альтернативные источники нефти в Венесуэле, Иране и Азербайджане. По оценкам экспертов, цена венесуэльской нефти, доставленной танкером до Одессы и далее по железной дороге на Мозырский ПНЗ, составит приблизительно $737 за тонну (при изначальной цене $85 за баррель). При поставке нефти от Одессы до Мозырского НПЗ по трубопроводу "Одесса-Броды", стоимость тонны нефти сократится до $682. По данным Национального статистического комитета Белоруссии стоимость нефти, импортированной Белоруссией из стран дальнего зарубежья в мае 2010 г. составила $656 за тонну. По оценке Фонда национальной энергетической безопасности стоимость российской нефти для Белоруссии составляет $523 за тонну беспошлинной нефти (из расчета $70 долларов за баррель) и $790,6 за тонну нефти со 100% пошлиной. Это совпадает с высказыванием руководства Белоруссии, что венесуэльская нефть рентабельнее, чем российская с пошлиной.
Уровни жизни населения России и Белоруссии очень близки. По данным ЦРУ США Белоруссия занимает по ВВП на душу населения 88 место в мире ($12500 в 2009 г.). Россия занимает 72 место ($15100). Но это не значит, что народ в России живёт лучше. В действительности эта небольшая разница не принадлежит российскому обществу – это вклад в ВВП доходов узкого круга российских олигархов. Децильный коэффициент в Белоруссии равен 6,9 против 16 в России (по другим данным до 30). Число живущих в Белоруссии ниже уровня бедности составляет 10%, безработных – 1%, против 15,8% и 8,4 % соответственно в России. Очень показательно звучат слова одного из российских аналитиков «…Белоруссия достигла успехов в борьбе с бедностью, но ещё не приступила к росту благосостояния. В стране нет собственных олигархов. Средним классом считают себя те, чей доход превышает $500».

Очень важно, что источники близкого уровня доходов на душу населения в России и Белоруссии принципиально различны. Россия их достигла за счёт вывоза углеводородного сырья, Белоруссия – за счёт сохранения своего промышленного и сельскохозяйственного потенциала. Практически не имея сырьевых ресурсов и источников энергии, Белоруссия способна экспортировать на Запад конкурентоспособные телевизоры, тракторы, автомашины, велосипеды и т.д.
Особенно большая разница в сельскохозяйственном секторе. Достаточно сравнить пустые полуразрушенные деревни российской глубинки и соответствующие европейским стандартам белорусские агрогородки. За последние 15 лет Белоруссия увеличила производство на душу населения: зерна в 1,7 раза, овощей - в 2,4 раза, мяса - в 1,5 раза, молока - в 1,4 раза. В результате в 2008 г. в Белоруссияи производство на душу населения скота и птицы превышало российское в 2 раза, молока – в 2,8 раза, яиц – в 1,3 раза, зерна – в 1,22 раза, картофеля – в 4,5 раза, овощей – в 2,6 раза, плодов и ягоды – в 3,2 раза. Урожайность в Белоруссии зерна в 1,5 раза выше, чем в России, картофеля – в 1,6 раза, овощей в 1,2 раза.
Реальной причиной трудностей в создании Союзного государства Белоруссии и России является разница их политических и экономических систем. Каким должно быть Союзное государство – социально ориентированным с собственной промышленностью, наукой и сельским хозяйством, как в Белоруссии, или клановым, олигархическим, с ориентированной на Запад сырьевой экономикой, с разрушенной наукой и промышленностью, с вымирающей деревней, как в России. При создании единого экономического пространства возникает системное противоречие: что делать с российскими финансовыми кланами и с олигархами, с их состояниями криминального происхождения? Народ Белоруссии вряд ли согласится, чтобы ведущей политической и экономической силой в обществе стали эти кланы. С другой стороны, управляющая элита России не захочет поступиться своими материальными достижениями, созданными за счёт административного ресурса и криминальной приватизации.

Кроме того в отношениях Белоруссия – Россия невооружённым взглядом видно присутствие третьей стороны, которая постоянно вбрасывает проблемы: то возникают обвинения руководства России в имперских амбициях, то президента Белоруссии – в диктаторских устремлениях. Причиной является то, что Запад предназначил и России, и Белоруссии роль поставщиков сырья, дешёвой квалифицированной рабочей силы, а также рынка для западных товаров.
Не идеализируя политическую систему Белоруссии, стоит заметить, что она имеет черты, характерные для «имитационной демократии», впрочем, как и в России и во всех странах Запада с «развитой демократией». Отсутствует независимость «четырёх ветвей власти» и реальная оппозиция. Демократия сведена исключительно к мнимому и контролируемому межпартийному соперничеству в процессе выборов, как единственно типу связи между гражданами и государством. Наличие в России нескольких парламентских политических фракций никого не вводит в заблуждение: единение «политических единомышленников» идёт на основе возможности достижения материального успеха, а не на идеологической базе. В Белоруссии решения также принимает бюрократия и управляющие элиты, но правила их поведения принципиально отличны от таковых в России. Политические системы России и Белоруссии имеют два принципиальных различия.
1. В России политическая, экономическая и даже интеллектуальная элита мыслит и действует не как национальная, а как глобальная, связывая свои интересы и судьбу не с собственным народом, а с международной средой, куда она стремится попасть.
2. В Белоруссии существуют реальные механизмы ограничения стяжательских устремлений правящей элиты.

В результате и в России, и в Белоруссии не обеспечивается устойчивость существующей политической системы. В России стабильность достигается за счёт передачи власти «преемнику». Белорусская система власти удерживается за счёт продления полномочий лидера. Оба этих варианта обеспечения жизнедеятельности системы уже в ближайшее время грозят привести общество в политический тупик.
Одной из основных причин обострения отношений Белоруссии и России является то обстоятельство, что мир находится в ожидании нового витка глобального экономического кризиса, который стал обычной формой существования мировой финансовой системы («business as usual»). Перед российской правящей элитой остро стоит вопрос: за счёт чего выживать? Объявленный курс на модернизацию экономики больше похож на «оптимизацию финансовых потоков», чем на возрождение разрушенного высокотехнологичного производства. Перестройку коррумпированной бюрократической системы и ограничение вседозволенности олигархов никто даже не обсуждает. Поэтому правящая элита видит решение надвигающихся проблем в ограничении расходов на социальные нужды общества, в перекраивании в свою пользу социального государства и всего того, что ему сопутствует в области пенсионного обеспечения, здравоохранения, образования. Фактически все программы правительства оказались проваленными. Особенно тяжёлая ситуация с программами по ЖКХ и с пенсионным фондом. Уже в который раз А. Кудрин «обосновывает» необходимость повышения пенсионного возраста. Правительство намерено решать надвигающиеся экономические проблемы за счет населения. В этом смысле сравнение экономической политики России и Белоруссии оказывается явно не пользу первой и грозит российской управляющей элите потерей остатков уважения общества.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment